СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Эксплуатация и наладка автоматизированного оборудования машиностроительного производства

Квалификация  “МЕХАТРОНИК”

Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности мехатроника 5-го разряда (машиностроение), являются производственные и иные организации, использующие в своем производстве мехатронные модули и системы.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности являются электромеханические, механические, электронные, гидравлические, пневматические компоненты мехатронной системы «Станок (машина) – робот».

Виды профессиональной деятельности

Мехатроник 5-го разряда должен быть компетентным в следующих видах профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая;

– монтажно-наладочная;

– ремонтно-эксплуатационная.

Профессиональные функции

Мехатроник 5-го разряда должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:

– наладка, регулировка, испытания технологического оборудования, мехатронных модулей и мехатронных систем «Станок (машина) – робот»;

– диагностика и ремонт технологического оборудования, мехатронных модулей;

– программирование элементов мехатронной системы «Станок (машина) – робот»;

– технологическая подготовка изготовления деталей на мехатронных системах «Станок (машина) – робот»;

– участие в установке, монтаже, демонтаже технологического оборудования, мехатронных модулей и систем;

– участие во внедрении серийных образцов новой техники.

Средства профессиональной деятельности

Средствами профессиональной деятельности являются:

– контрольно-измерительные инструменты и приборы;

– электронные средства диагностики;

– программное обеспечение;

– техническая и технологическая документация.

Требования к уровню подготовки выпускника

Общие требования

Выпускник должен:

– владеть знаниями и умениями в области социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, использовать информационные технологии на уровне, необходимом для осуществления социальной и профессиональной деятельности;

– уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;

– владеть государственными языками (белорусским, русским), иностранным языком, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

Требования к профессионально значимым психическим и психофизиологическим свойствам личности

Выпускник должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивостью внимания, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью, хорошо развитым распределением и переключением внимания.

Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен:

– быть способным к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям;

– уметь работать в коллективе, решать проблемы, принимать самостоятельные решения;

– быть способным к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни;

– соблюдать нормы здорового образа жизни;

– использовать информационное пространство, критически оценивать получаемую информацию.

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

производственно-технологическая:

– устанавливать режимы работы отдельных устройств, блоков, приборов, подсистем и комплексов;

– устанавливать программные продукты и управлять технологическими процессами;

– осуществлять техническое сопровождение технологических процессов, определять состояние оборудования на соответствие паспортным данным;

– осуществлять выбор и регулировку технологической оснастки;

– составлять несложные управляющие программы для работы мехатронных систем;

– выполнять технические расчеты, необходимые при наладке мехатронных модулей и автоматизированных комплексов с программным управлением;

– оформлять техническую документацию;

– соблюдать требования безопасности при выполнении работ;

– участвовать в мероприятиях по обеспечению охраны окружающей среды, энергосбережению;

монтажно-наладочная:

– производить наладку, регулировку электромеханических, механических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронной системы «Станок (машина) – робот»;

– производить диагностику отдельных компонентов мехатронных систем с помощью тестовых программ;

– проверять мехатронные модули на точность и работоспособность;

– участвовать во внедрении серийных образцов новой техники;

ремонтно-эксплуатационная:

– проводить испытания и диагностику отдельных компонентов мехатронной системы с использованием универсальных и специальных приборов, в том числе и тестового программного обеспечения;

– выполнять автономную и комплексную проверку автоматизированных систем и их компонентов;

– проводить профилактику отдельных компонентов мехатронной системы «Станок (машина) – робот»;

– устранять неисправности отдельных компонентов автоматизированных систем самостоятельно или с привлечением профильного специалиста;

– осуществлять эксплуатацию автоматизированного технологического оборудования, мехатронных модулей и систем;

– выполнять работы, связанные с ремонтом и профилактическим обслуживанием оборудования с последующей наладкой электромеханических, механических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронной системы «Станок (машина) – робот»;

– выявлять причины неисправностей и отказов в работе автоматизированного оборудования, мехатронных модулей и систем;

– производить корректировку управляющих программ в процессе эксплуатации оборудования в соответствии с заданными режимами работы;

– выполнять мероприятия по улучшению работы оборудования.

Видео о профессии

Перспективы дальнейшей учебы

Продолжить обучение можно в:

  • БГУИР
  • Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
  • Белорусский национальный технический университет
  • Белорусско-Российский университет
  • Белорусский государственный технологический университет

Перспективы трудоустройства

Мехатроники могут работать на предприятиях по производству металлических конструкций, машиностроительных компаниях, автомастерских, авиакомпаниях, железнодорожных предприятиях, морских портах, энергетических комплексах, компаниях по эксплуатации нефтегазового оборудования и многих других.

Также мехатроники могут работать в индивидуальном порядке в качестве частного мастера, оказывая услуги по ремонту и обслуживанию механизмов и автомобилей. Дело в том, что сейчас мехатроника занимается автомобильной, авиационной, космической, бытовой, медицинской и спортивной техникой.

Уровень заработной платы

Средняя заработная плата по вакансии «инженер-мехатроник» составляет 1 703 рубля – при этом минимальная 1 000 рублей, а максимальная 3 000 рублей.

Компетенция (требования)

Мехатроник должен иметь следующие компетенции:

  • разрабатывать, конструировать, проводить пусконаладочные работы;
  • осуществлять техническое обслуживание;
  • локализовать и устранять неисправности автоматизированного оборудования, а также программировать системы управления;
  • обладать знаниями и навыками пневмоавтоматики, механики, систем с электроуправлением, программирования, робототехники и разработки автоматизированных систем;
  • осуществлять техническое обслуживание и конструирование автоматизированных систем;
  • сбор и изучение информации о технических новинках, таких как компоненты автоматизированных систем, датчики и блоки регуляторов.
Приемная комиссия