Специальность среднего специального образования  2-26 02 03 Маркетинг
Квалификация «Специалист по маркетинговым услугам».
Сфера профессиональной деятельности:

Маркетолог является специалистом, который занимается продвижением товаров и услуг, анализом потребностей покупательской аудитории и рекламой. Он анализирует спрос на продукцию и вырабатывает рекомендации для его увеличения. Кроме того, маркетолог исследует различные группы потребителей, внимательно анализирует действия конкурентов, чтобы вовремя скорректировать политику продвижения товаров своего предприятия.

Маркетинг есть наука и искусство обмена, управления обменом. Предприятие производит товары, потом обменивает их на другие товары или деньги. В своем развитии общество выработало лучшую форму обмена – рынок. Маркетинг указывает, как управлять рынком, посредством изучения трех его элементов – предложения, цены и спроса. Для специалиста по маркетингу рынок не является чем-то абстрактным, он представляет собой совокупность отдельных групп потребителей со сходными доходами, предпочтениями, желаниями, потребностями и предсказуемым поведением на рынке.

Специалист – маркетолог на крупном предприятии выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Они могут включать в себя отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор информации о текущем состоянии рынка. Сюда же относится поиск и анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах. В задачу маркетолога входит исследование рынков сбыта определенного вида продукции, примерное определение емкости этого рынка, анализ покупательной способности различных регионов и групп населения, определение приоритетных направлений работы на рынке.

Маркетолог также может заниматься ценообразованием, определением целевых сегментов и позиционированием продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов. Нужно отметить, что на уровне руководящего звена, должности начальника отдела маркетинга и начальника отдела рекламы часто совмещаются. Реклама дает эффект только тогда, когда она ориентирована именно на ту группу населения, которая является потребителем продаваемого товара. Исходя из этого, целесообразно, чтобы руководство и планирование рекламной деятельности, а также анализ результатов были сосредоточены в одних руках.

Обязанности:

  • анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов;
  • подготовка проектов по продвижению и реализации продукции;
  • проведение опросов по продвигаемому продукту;
  • проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
  • формирование определенного имиджа продукта на рынке, и т.п.

Условия труда:

Маркетолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа маркетолога может быть и достаточно подвижной, насыщенной командировками, разъездами или деловыми встречами.

Маркетолог вполне самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

 Требования к знаниям и умениям специалиста:

Для успешного освоения профессии маркетолога необходимы базовые знания по математике, статистике, экономике.

Квалифицированный маркетолог должен знать:

  • методики анализа рынка;
  • основы экономики, коммерции, рекламы;
  • методики проведения исследований, маркетинговых компаний;
  • историю развития производства, торговли;
  • действующее законодательство;
  • основы продвижения товара, ценообразования;
  • психологию потребителя, и т.п.

Квалифицированный маркетолог должен уметь:

  • анализировать значительные объемы данных и быстро реагировать на ситуацию;
  • проводить опросы населения, прогнозировать общественное мнение;
  • работать с рекламными материалами; статистическими таблицами, графиками, и т.п.

 Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве маркетолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • развитые лексические способности;
  • развитые математические способности;
  • активность и физическая подвижность;
  • аналитическое мышление;
  • наблюдательность;
  • социально-психологическая интуиция;
  • коммуникативные способности;
  • высокая самооценка;
  • эмоционально-волевая устойчивость.

Области применения профессии

Маркетологи могут работать в таких организациях и сферах, как:

  • маркетинговые компании;
  • рекламные агентства;
  • предприятия и организации, и т.п.

 Перспективы карьерного роста

Возможные пути развития маркетолога:

Специализация и освоение смежных областей

Маркетологи могут специализироваться на конкретных сферах производства, бизнеса, развиваться как консультанты в маркетинговых агентствах. Зачастую профессиональный рост маркетолога связан с освоением новых приемов и способов проведения маркетинга и аналитики, ведением более крупных проектов и т.п.

Также человек с профессией маркетолога может осваивать смежные специализации, такие как: менеджер по рекламе, экономист и т.п.

Управленческий путь развития

В данном случае маркетолог может начать руководить проектом, отделом маркетинга, департаментом маркетинга и продаж в крупной организации.

В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер, менеджер проектов.

 Родственные профессии
Менеджер, коммерсант, финансист.

Видео о профессии

Перспективы дальнейшей учебы

Получить высшее образование можно в ведущих вузах Беларуси:

  • БГЭУ;
  • БГУИР;
  • БНТУ;
  • БГТУ;
  • Белорусская государственная академия связи, профсоюзный вуз «МИТСО»;
  • БарГУ;
  • ПолесГУ;
  • ГрГУ им. Я.Купалы;
  • БТЭУ;
  • БГСХА;
  • технические университеты Бреста, Витебска, Гомеля;
  • Полоцкий университет.

Перспективы трудоустройства

Можно работать маркетологом, интернет-маркетологом, экономистом, экономистом по материально-техническому обеспечению, экономистом по сбыту, в маркетинговых агенствах, маркетинг-менеджер;специалист по маркетинговым исследованиям; консультант по развитию бизнеса и т.д.

Уровень заработной платы

В зависимости от места работы и должности, уровень заработной платы от 700 рублей до 2000 рублей и выше.

Компетенция (требования)

Маркетолог должен быть компетентен в современных методиках маркетинга, современных моделях развития и управления брендом компании, современных техниках и методах продаж, основах экономики и финансов (для управления ценой и бюджетом),основах социологии и психологии (для понимания потребителя), современных направлениях дизайна (для понимания эстетики)

Приемная комиссия
Проверь свои знания в маркетинге