Квалификация: «Токарь»
Объектами профессиональной деятельности рабочего являются:
- заготовки из черных и цветных металлов, сплавов и других материалов;
- детали;
- сборочные единицы;
- изделия;
- технологический процесс механической обработки металла.
Продуктами профессиональной деятельности рабочего являются:
– обработанные заготовки;
– детали;
– сборочные единицы;
– механизмы.
Рабочий должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:
- осуществление основных и вспомогательных технологических процессов обработки деталей на металлорежущих станках различного вида и типа;
- ведение программного управления металлорежущими станками;
- контроль качества изготовления деталей контрольно-измерительным инструментом, приборами и приспособлениями;
- оформление установленной документации на принятую и забракованную продукцию;
- обслуживание эксплуатируемого оборудования в соответствии с правилами технической эксплуатации;
- осуществлениеналадки станка для обработки деталей;
- использование контрольно-измерительного инструмента и приборов, различных приспособлений, устройств и испытательных стендов в соответствии с их назначением;
- чтение чертежей обрабатываемых деталей.
Средствами профессиональной деятельности рабочего являются:
- металлорежущие станки;
- станки с программным управлением;
- специальные и универсальные приспособления;
- контрольно-измерительные приборы и инструмент;
- испытательные стенды;
- техническая и иная документация.
Требования к уровню подготовки выпускника
Общие требования
Выпускник должен:
- владеть знаниями и умениями в области гуманитарных и социально-экономических учебных предметов, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе;
- знать основы Конституции Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;
- обладать культурой мышления, грамотно использовать профессиональную лексику на русском и белорусском языках;
- уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности;
- быть способным к анализу и выбору решения;
- осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
Требования к профессионально значимым психическим
и психофизиологическим свойствам личности
Выпускник должен обладать:
- устойчивым вниманием;
- точным и четким зрительным восприятием;
- зрительной и моторной памятью;
- высокой двигательной активностью.
Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен:
- обладать ответственностью, аккуратностью, добросовестностью, трудолюбием;
- быть способным к совершенствованию профессиональной деятельности, повышению квалификации;
- соблюдать нормы здорового образа жизни.
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
– владеть методами, способами, приемами обработки заготовок, деталей на токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных станках и на станках с программным управлением;
– контролировать качество материалов, комплектующих и готовой продукции в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
– использовать компьютерные технологии для решения профессионально значимых задач;
– определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
– определять годность заданных размеров детали;
– владеть сущностью электромагнитных явлений, способами измерений электрических величин и параметров;
– подготавливать к работе, владеть приемами и способами работы на металлорежущих станках, выполнять их подналадку;
– использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы в соответствии с их назначением;
– владеть сведениями об основных и вспомогательных материалах, используемых в профессиональной деятельности;
– владеть сведениями о технической документации, применяемой при механической обработке металла на станках и линиях;
– экономно расходовать сырье, материалы и электроэнергию при механической обработке металла на станках и линиях;
– рационально организовывать рабочее место;
– выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности при механической обработке металла на станках и линиях;
– выполнять требования экологической безопасности при механической обработке металла на станках и линиях;
– владеть способами и приемами поддержания оптимального морально-психологического климата в трудовом коллективе;
– владеть методами и способами самоконтроля и коррекции собственных действий на каждом этапе работы.
Видео о профессии
Перспективы дальнейшей учебы
Продолжить обучение можно в:
- Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
- Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого
- Барановичский государственный университет
- Белорусский национальный технический университет
- Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна (ССО)
Перспективы трудоустройства
Сферой профессиональной деятельности токаря является механическая обработка металла на металлорежущих станках различного вида и типа в условиях организаций различных организационно-правовых форм.
Уровень заработной платы
Средняя заработная плата по вакансии «токарь» составляет 1 200 рублей – при этом минимальная 800 рублей, а максимальная 2 000 рублей.
Компетенция (требования)
Токарь должен обладать следующими компетенциями:
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
- использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы в соответствии с их назначением;
- владеть методами, способами, приемами обработки заготовок, деталей на токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных станках и на станках с программным управлением;
- определять годность заданных размеров детали;
- владеть сведениями о технической документации, применяемой при механической обработке металла на станках и линиях;
- подготавливать к работе, владеть приемами и способами работы на металлорежущих станках, выполнять их подналадку;
- владеть сведениями об основных и вспомогательных материалах, используемых в профессиональной деятельности;