Специальность среднего специального образования 2-26 02 03 Маркетинг
Квалификация «Специалист по маркетинговым услугам».
Сфера профессиональной деятельности:
Маркетолог является специалистом, который занимается продвижением товаров и услуг, анализом потребностей покупательской аудитории и рекламой. Он анализирует спрос на продукцию и вырабатывает рекомендации для его увеличения. Кроме того, маркетолог исследует различные группы потребителей, внимательно анализирует действия конкурентов, чтобы вовремя скорректировать политику продвижения товаров своего предприятия.
Маркетинг есть наука и искусство обмена, управления обменом. Предприятие производит товары, потом обменивает их на другие товары или деньги. В своем развитии общество выработало лучшую форму обмена – рынок. Маркетинг указывает, как управлять рынком, посредством изучения трех его элементов – предложения, цены и спроса. Для специалиста по маркетингу рынок не является чем-то абстрактным, он представляет собой совокупность отдельных групп потребителей со сходными доходами, предпочтениями, желаниями, потребностями и предсказуемым поведением на рынке.
Специалист – маркетолог на крупном предприятии выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Они могут включать в себя отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор информации о текущем состоянии рынка. Сюда же относится поиск и анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах. В задачу маркетолога входит исследование рынков сбыта определенного вида продукции, примерное определение емкости этого рынка, анализ покупательной способности различных регионов и групп населения, определение приоритетных направлений работы на рынке.
Маркетолог также может заниматься ценообразованием, определением целевых сегментов и позиционированием продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов. Нужно отметить, что на уровне руководящего звена, должности начальника отдела маркетинга и начальника отдела рекламы часто совмещаются. Реклама дает эффект только тогда, когда она ориентирована именно на ту группу населения, которая является потребителем продаваемого товара. Исходя из этого, целесообразно, чтобы руководство и планирование рекламной деятельности, а также анализ результатов были сосредоточены в одних руках.
Обязанности:
- анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов;
- подготовка проектов по продвижению и реализации продукции;
- проведение опросов по продвигаемому продукту;
- проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
- формирование определенного имиджа продукта на рынке, и т.п.
Условия труда:
Маркетолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа маркетолога может быть и достаточно подвижной, насыщенной командировками, разъездами или деловыми встречами.
Маркетолог вполне самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.
Требования к знаниям и умениям специалиста:
Для успешного освоения профессии маркетолога необходимы базовые знания по математике, статистике, экономике.
Квалифицированный маркетолог должен знать:
- методики анализа рынка;
- основы экономики, коммерции, рекламы;
- методики проведения исследований, маркетинговых компаний;
- историю развития производства, торговли;
- действующее законодательство;
- основы продвижения товара, ценообразования;
- психологию потребителя, и т.п.
Квалифицированный маркетолог должен уметь:
- анализировать значительные объемы данных и быстро реагировать на ситуацию;
- проводить опросы населения, прогнозировать общественное мнение;
- работать с рекламными материалами; статистическими таблицами, графиками, и т.п.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве маркетолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- способность к концентрации внимания;
- развитые лексические способности;
- развитые математические способности;
- активность и физическая подвижность;
- аналитическое мышление;
- наблюдательность;
- социально-психологическая интуиция;
- коммуникативные способности;
- высокая самооценка;
- эмоционально-волевая устойчивость.
Области применения профессии
Маркетологи могут работать в таких организациях и сферах, как:
- маркетинговые компании;
- рекламные агентства;
- предприятия и организации, и т.п.
Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития маркетолога:
Специализация и освоение смежных областей
Маркетологи могут специализироваться на конкретных сферах производства, бизнеса, развиваться как консультанты в маркетинговых агентствах. Зачастую профессиональный рост маркетолога связан с освоением новых приемов и способов проведения маркетинга и аналитики, ведением более крупных проектов и т.п.
Также человек с профессией маркетолога может осваивать смежные специализации, такие как: менеджер по рекламе, экономист и т.п.
Управленческий путь развития
В данном случае маркетолог может начать руководить проектом, отделом маркетинга, департаментом маркетинга и продаж в крупной организации.
В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер, менеджер проектов.
Родственные профессии
Менеджер, коммерсант, финансист.
Видео о профессии
Перспективы дальнейшей учебы
Получить высшее образование можно в ведущих вузах Беларуси:
- БГЭУ;
- БГУИР;
- БНТУ;
- БГТУ;
- Белорусская государственная академия связи, профсоюзный вуз «МИТСО»;
- БарГУ;
- ПолесГУ;
- ГрГУ им. Я.Купалы;
- БТЭУ;
- БГСХА;
- технические университеты Бреста, Витебска, Гомеля;
- Полоцкий университет.
Перспективы трудоустройства
Можно работать маркетологом, интернет-маркетологом, экономистом, экономистом по материально-техническому обеспечению, экономистом по сбыту, в маркетинговых агенствах, маркетинг-менеджер;специалист по маркетинговым исследованиям; консультант по развитию бизнеса и т.д.
Уровень заработной платы
В зависимости от места работы и должности, уровень заработной платы от 700 рублей до 2000 рублей и выше.
Компетенция (требования)
Маркетолог должен быть компетентен в современных методиках маркетинга, современных моделях развития и управления брендом компании, современных техниках и методах продаж, основах экономики и финансов (для управления ценой и бюджетом),основах социологии и психологии (для понимания потребителя), современных направлениях дизайна (для понимания эстетики)